воскресенье, 9 декабря 2012 г.

Та самая цитата "Цитадель" Экзюпери

"Как несправедлив тот, кто показывает на тесный домик и говорит:
     "Он построен для истинных моих друзей..."
     Что он  думает  о  людях,  этот  брюзгливый подагрик? Если  бы я  решил
выстроить  дом для  истинных моих друзей, я бы не справился -- так он должен
быть огромен -- нет человека, который не  был бы  мне другом, хотя бы  одной
своей малоприметной черточкой. Тот, кому по моему приказу рубят голову, тоже
мне друг,  и в нем есть согласие со мной, но расчленить человека невозможно.
Друг мне и тот, кто считает,  что ненавидит меня,  и с удовольствием отрубил
бы  голову  мне.  Не  подумай,  что  я  говорю  из дешевого  прекраснодушия,
снисходительности  или  пошлого желания понравиться, --  нет, я  по-прежнему
тверд, суров и молчалив. Но дружественное мне и  в  самом деле обильно,  оно
рассеяно повсюду и быстро наполнило бы мой дом, помоги я ему сдвинуться
     с места.
     А  ты?  Кого  ты  называешь  своим  истинным  другом?  Если  того, кому
доверяешь  без  опаски  деньги, значит, дружба для тебя --  честность слуги.
Если того, к кому обращаешься за помощью и получаешь  ее, значит, Дружба для
тебя  -- выгода,  которую можно  извлечь. Если  того,  кто  в  нужный момент
встанет на  твою  защиту,  значит,  дружба  -- долг  чести.  Но  я  презираю
арифметику и называю другом того, кого вижу внутри каждого  из нас, он может
спать в  глубинах  естества,  но  при моем  приближении проснется, узнает  и
улыбнется мне, хотя, возможно, завтра этот человек предаст меня.
     А  ты зовешь в  друзья  только тех,  кто выпьет  вместо тебя цикуту. На
такую будущность и впрямь немного охотников.
     Слывущие добряками ничего не смыслят в дружбе. Мои отец был  жесток, но
у него были друзья, он умел любить их и не знал разочарований. Разочарование
в  дружбе  -- это обманувшееся корыстолюбие.  Разочарование низко,  куда  же
подевалось  в человеке все то, что ты полюбил? Ведь и вначале в нем было то,
что тебе не нравилось. Но и любимого тобой, и любящего тебя ты превращаешь в
раба и, если он не выдерживает тягот рабства, казнишь его.
     Друг подарил тебе  любовь,  а  ты  вменил  ему  любовь  в  обязанность.
Свободный  дар  любви стал долговым обязательством  жить  в рабстве  и  пить
цикуту. Но друг почему-то не рад цикуте. Ты  разочарован, но в разочаровании 
твоем нет благородства. Ты разочарован рабом, который плохо служит тебе."

Комментариев нет:

Отправить комментарий